Под надёжным крылом Подшефной «ЕвроСибЭнерго» школе - 100 лет
07.02.2013
На днях нижегородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 39 отмечает крупную дату — 100 лет со дня основания. Созданная на средства меценатов, школа для особых детей и сегодня — под крылом коммерсантов — крупной российской энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» .
Под опёкой меценатов
Любой ребёнок нуждается в помощи и поддержке. А в первую очередь тот, кто родился менее сильным и способным, чем другие малыши.
Нижегородская школа-интернат № 39 стала первым на нижегородской земле и третьим в Российской империи (после Москвы и Санкт-Петербурга) вспомогательным образовательным учреждением для детей с отклонениями в развитии.
— Школу создала Инна Васильевна Игнатьева, мама ребёнка, имевшего отклонения в развитии, — рассказывает Ирина Обрядчикова, заместитель директора школы-интерната. — Она хотела, чтобы у её чада так же, как и у обычных детей, была возможность обучаться.
И это ей удалось. В основу работу нижегородского интерната лёг опыт коррекционных школ двух российских столиц. А вот за помощью в организации и материальном обеспечении учебного учреждения женщина обратилась к сильным мира сего. Здание под школу выделил известный нижегородский купец, меценат, благотворитель Николай Александрович Бугров. Организацию образовательного учреждения курировали главы города: сначала городской голова Иван Васильевич Богоявленский, а затем — судовладелец Иван Васильевич Сироткин. В 1913 году школа стала существовать официально. Расходы на её содержание были внесены в городской бюджет.
Право на будущее
И в начале прошлого века, и сегодня основным принципом работы школы является тезис о том, что любой больной ребёнок, независимо на глубину его заболевания, имеет право и должен учиться. Сегодня в интернате обучается 114 нижегородцев в возрасте от 7 до 18 лет. Из 19 классов 9 — для детей со сложной структурой дефекта и глубокой умственной отсталостью (синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом).
— Раньше на таких детях ставили клеймо — «необучаемые». Мы отказались от этого термина, — подчёркивает Ирина Обрядчикова. — Все дети Нижнего Новгорода, независимо от патологии, учатся здесь. Они все способны развиваться — главное, создать для этого соответствующие условия.
Среди воспитанников интерната — дети с разной степенью заболеваний. Есть дети, которые неспособны обучаться грамоте. Но это не значит, что они не могут научиться общаться с другими. К примеру, аутисты, которые, по словам педагога, вообще имеют трудности с общением, используют язык пиктограмм, жестов.
— К сожалению, современное российское общество не готово принять таких ребят. Им сложно трудоустроиться, найти себе место в жизни. Конечно, многое зависит от семей, окружения, в котором они растут, — добавляет Ирина Обрядчикова. — Мы, как педагоги, стремимся дать им все навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
Защитить от бед
И в тяжёлые времена интернат принимал и поддерживал своих воспитанников. Здесь жили и живут ребята из неблагополучных, малоимущих семей. Когда в 1990-е ПТУ перестали принимать выпускников 8 класса, педагоги разработали программу для 9 класса, затем — 10-го. Сегодня ребята оканчивают 11 классов по государственной образовательной программе.
— Мы понимаем, что многим нужно больше времени, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, — добавляет женщина. — Они имеют возможность пробыть у нас до 18-20 лет. В течение 2-3 лет ребята успевают повзрослеть, приобрести больше навыков, психической стабильности. Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии подвержены стороннему влиянию. Мы хотим максимально оградить наших выпускников от опасностей, которые поджидают из в большой жизни.
По словам Ирины Обрядчиковой, в интернате было организовано многопрофильное обучение. Если в ПТУ принимали только в строительные классы для мальчиков и швейные — для девочек, то в школе они могли получить более разносторонние знания:
— Помимо строительства и шитья, они проходят курсы первой медицинской помощи, электротехники, кулинарии, а также вязания, вышивки для девочек, ремонт обуви, столярные, слесарные специальности для мальчиков, — добавляет она. — Для ребят с низким уровнем в развитии интеллекта ввели также щёточное дело — их трудоустраивают на Щёточную фабрику имени Николая Островского.
В новый век
Конечно, чтобы работать в интернате, требуется немало любви, сил, терпения. Ни для кого не секрет, что, несмотря на сложность профессии педагога, она не всегда оплачивается адекватно. По словам Ирины Обрядчиковой, из 5 молодых преподавателей, приходящих в интернат, остаётся 1-2, но навсегда.
— Конечно, у интерната, как других образовательных учреждениях, есть потребность в приобретении новой техники, оборудования, учебных пособий, — добавляет она. — К примеру, в компьютерном классе мы обучаем ребят разной степени развития работать с компьютером: начиная с того, чтобы правильно напечатать своё имя и заканчивая работой в сети Интернет.
Год назад компания «ЕвроСибЭнерго» впервые провела благотворительную акцию для воспитанников 39-й школы. В частности, были выделены средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. С 2013 года школа-интернат № 39 является подшефным учреждением ГК «ВолгаЭнерго» (благотворительную помощь оказывает ЗАО «Волгаэнергосбыт»). В честь 100-летия компания подарит школе новую компьютерную технику.
Алина РОМАШКИНА
Вернуться к списку новостей